Каждый год, как по часам, я слышу от своих клиентов о тревожной ситуации, которая стала довольно распространенной среди многих семей. Чаще всего ко мне обращаются обеспокоенные женщины, которые говорят: «Мой сын (муж, отец, брат, дочь, сестра) ушел (ушла) «в религию», и мне кажется, что это секта. Что делать?». Интересно при этом, что тот, кто, по мнению родственников, оказался в опасном положении, зачастую чувствует себя вполне удовлетворенно. Когда я спрашиваю, как долго человек уже увлечен своими новыми взглядами, часто слышу в ответ – пару лет, четыре года. Ранее я не задумывалась о значении этих цифр, но теперь они вызывают у меня множество вопросов.
Как можно не заметить, что ваш близкий человек изменил свои убеждения и образ жизни? Представьте себе ситуацию: ваш ребенок начинает стучаться головой о пол. Вы будете ждать, пока он причинит себе серьезный вред, или сразу же предпримете действия? Конечно, вы не останетесь безучастным. Родные тех, кто вступает в «нетрадиционные религиозные организации», начинают бить тревогу: лишь спустя два-четыре года спустя. О чем это говорит? И что толкает людей на кардинальную смену религии и принятие новых убеждений? Хочу разобрать наиболее распространенные причины.
В моей практике случаются ситуации, которые заставляют задуматься о сложных отношениях между родителями и детьми. Один из таких случаев — юноша, пришедший на консультацию к психологу вместе со своей матерью. Наблюдая за этой женщиной, я не могла не подумать: если бы у меня была такая мама, я бы не просто ушла в секту — не знаю, куда бы подалась. Некоторые матери проявляют гиперопеку, не уважая личность своего ребенка. Они продолжают считать своего сына маленьким, даже когда ему за тридцать, и ставят под сомнение его желания: «Зачем тебе работа? Зачем увлечения?».
И когда такой молодой человек сталкивается с вербовщиком, в атмосфере гиперопеки попадание в секту становится для него глотком свежего воздуха. Община дает ему ощущение важности и значимости, чего ему так не хватало дома. Вскоре ему поручают раздачу листовок или другую важную работу, и он чувствует себя нужным. Это не тяжелый труд для него, а возможность быть частью чего-то значимого.
Когда родители замечают изменения в своем сыне, они не задаются вопросами о том, что происходит, а он боится делиться своими переживаниями, ведь у него есть страх потерять это новое счастье. Понимание, что проблема существует, приходит лишь тогда, когда он начинает искать вещи для продажи или пожертвования в общину. Родители в панике пытаются решить ситуацию: ведут его к психологу, надеясь на чудо, требуют результат здесь и сейчас. Как правило, все заканчиваются тем, что психолог желает пообщаться именно с родителями, и понятно, что результата особо никакого не получает. А дальше покупается сектоведческий справочник и читается в сокращенном варианте, потому что здесь главное удержать мысль и не забивать голову лишней информацией.
Одной из наиболее распространенных причин, по которой люди меняют свою религию, уходят в секты или связываются с экстремистскими организациями, является влюбчивость. Часто это чувство перерастает в краткосрочные браки, особенно среди женщин. Мужчины, как правило, реже делают такой шаг, поскольку осознают, что смена веры — это серьезный шаг, который может рассматриваться как грех. Однако именно женщины нередко берут на себя эту ношу, стремясь продемонстрировать свою преданность любимому и его семье.
В современном обществе многие девушки других вероисповеданий мечтают выйти замуж за мусульманина. На форумах и сайтах знакомств, особенно среди русскоязычных, можно найти множество объявлений и статей о поиске мужа-мусульманина. Такие материалы подчеркивают, что мусульманин может стать отличным партнером благодаря тем правилам и предписаниям ислама, которые формируют его личность. Считается, что мусульманский муж не будет злоупотреблять алкоголем, а также станет заботливым семьянином и любящим отцом, так как для мусульман понятие семьи имеет святое значение. Однако за этой привлекательной картиной скрываются серьезные трудности. Девушки, собирающиеся выйти замуж за мусульманина, часто не досконально знакомятся с культурой и традициями своего избранника. Важно понимать, что у каждого мусульманского народа есть свои уникальные обычаи, которые могут оказаться совершенно неприемлемыми для женщины из другой культуры. С течением времени различия в религиях могут стать источником конфликтов, особенно после рождения детей. Хотя в некоторых случаях такие браки могут быть счастливыми и гармоничными, возникают ситуации, когда разница в вероисповедании приводит к серьезным разногласиям.
А что происходит, если в семье начинает проявляться влияние секты? Если муж начинает отходить от традиционных норм своей веры и увлекается одним из множества религиозных течений, не все из которых являются законными, женщине предстоит сделать сложный выбор. Ей остается либо следовать за мужем в его новом духовном пути, погружаясь в незнакомую среду, либо отстаивать свои права и права детей, а также право на свободу выбора. Трудно представить, какие чувства испытывают эти женщины и через какие испытания им приходится проходить. Как они делают выбор? Какие муки они переживают или с какими последствиями смиряются? Эти вопросы остаются открытыми для обсуждения и требуют более глубокого понимания сложных отношений между любовью и верой.
Продолжаем исследовать, почему люди становятся адептами сект и экстремистских организаций. Этот вопрос интересует не только психологов, но и социологов, так как именно социальные потребности часто толкают человека в тоталитарные секты. Ранее существовало мнение, что поддаться влиянию сектантов может только человек с психологическими проблемами, а активные и успешные в обществе люди находятся вне зоны риска. Однако это утверждение верно лишь отчасти. Многие успешные люди, по меркам нашего общества, также попадают в сети сектантов, что позволяет сделать вывод: каждый человек при определенных жизненных обстоятельствах может оказаться в уязвимом положении и стать жертвой псевдорелигиозной организации.
Сектанты, занимающиеся вербовкой новых членов, владеют методиками психологического воздействия. Чем опытнее и грамотнее вербовщик, тем сложнее человеку устоять перед его влиянием. Люди с психологическими проблемами, находящиеся в состоянии стресса или депрессии, а также те, кто переживает тяжелые жизненные обстоятельства, легче поддаются манипуляциям. Их механизмы психологической защиты не работают на полную мощность.
Одинокие и неуверенные в себе люди часто ищут внимания и общения. Они рады поддержать разговор с доброжелательными «проповедниками», которые могут обсуждать не только религиозные темы, но и интересные для собеседника вопросы. В результате таких бесед человек обычно соглашается посетить собрание секты. На этом мероприятии к новичку применяют психонапорный прием, известный как «бомбардировка любовью». Члены секты окружат его вниманием и заботой, хвалят и выражают радость от его присутствия. Эта атмосфера тепла и заботы может быть особенно привлекательной для тех, кто недавно чувствовал себя одиноким и никому не нужным. Постепенно такие люди начинают регулярно посещать собрания, чтобы вновь ощутить себя важными и значимыми.
Еще одной причиной вступления в секты является поиск выхода из сложных жизненных ситуаций и утешение. Каждый человек сталкивается с трудностями — смерть близкого, предательство любимого человека или финансовые проблемы. В такие моменты многие чувствуют себя уязвимыми и ищут поддержку. Сектанты-вербовщики могут казаться понимающими и заботливыми. Они предлагают решения кажущихся нерешаемыми проблем: человеку, потерявшему близкого, расскажут о вечной жизни; тем, кто столкнулся с финансовыми трудностями, предложат утешение в виде нового мира, где деньги не имеют значения; страдающим от заболеваний обещают исцеление. Таким образом, люди находят надежду на новую счастливую жизнь в обещаниях сектантов и начинают служить культу в ожидании, что все обещанное вскоре исполнится.
Одной из значительных причин, по которой люди оказываются в запрещенных организациях, является стремление к самореализации. На первый взгляд, это может показаться простой и понятной мотивацией, но за ней скрываются глубокие психологические аспекты. Самореализация — одна из важнейших социальных потребностей человека. Многие из нас стремятся реализовать себя в любимом деле, достичь успеха и найти свое место в обществе. Однако не всегда это удается. Люди, испытывающие трудности в достижении своих целей, могут обратиться к деструктивным культу, где находят возможности для реализации своих амбиций.
В таких организациях новички часто получают особое внимание и поддержку. Члены секты щедро хвалят новых адептов, что создает у них чувство значимости и полезности. Это внимание и признание становятся мощными мотивационными факторами, побуждающими людей оставаться в группе. Одной из основных задач сектантов является вербовка новых членов. Тех, кто успешно справляется с этой задачей, поощряют и награждают, что усиливает у них ощущение успеха и реализации. Таким образом, у людей складывается впечатление, что они могут достичь самореализации именно в этой организации, неся «истину людям» и привлекая новых адептов.
И вот, наконец, мы подошли к итогу: группы риска. Несомненно, теоретически каждый человек с определенной долей вероятности может быть вовлечен в секту, однако, есть некоторые группы людей, для которых опасность стать адептом деструктивного культа больше, чем для других. Самой легкой «добычей» для вербовщиков псевдорелигиозных организаций являются следующие группы людей:
- молодые люди, которые испытывают сложности в общении со сверстниками, ищущие свое призвание в жизни;
- идеалисты, которым окружающий мир кажется слишком жестоким и неправильным, и которые хотели бы изменить его; — одинокие, неуверенные в себе люди, имеющие невысокие коммуникативные способности; — люди, недавно пережившие утрату близкого человека или другую трагедию; — люди, имеющие психологические проблемы, либо страдающие от хронического стресса, депрессии;
- люди, питающие интерес ко всему непостижимому, загадочному, неразгаданному; — люди, сильно зависимые от чужого мнения и легко поддающиеся манипулированию; — одинокие люди преклонного возраста;
- люди, чьи близкие или друзья уже состоят в секте.
Занимайтесь своим развитием и любите своих близких, будьте внимательны к ним, не забывая о себе. Храните культуру своего народа и передавайте по наследству своим детям ценности, привитые и свойственные вам от рождения, воспитывайте в подрастающем поколении патриотизм и любовь к своей Родине. И помните, что невозможно сменить то, чего у вас нет!
Ольга Боташева
Больше на Черкес хэку
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.