241 год назад Крым вошел в состав России

19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Так состоялось историческое присоединение к России обширных, включая Крым, земель, и ныне составляющих бесценное сокровище нашего государства.

Присоединение Крыма было мирным. Для изнурённых внутренними вооружёнными конфликтами жителей Крымского ханства (Османская империя оттуда была изгнана русскими войсками ещё задолго до этого — в 1771 году) вхождение в состав Российской империи стало добрым исходом, и было встречено населением полуострова как избавление от братоубийственной резни и разрухи.

Важным было и то, что слова этого манифеста были обращены к жителям полуострова и чётко определяли ответственность Российской державы за приобретение Крыма Россией: «Возвещая жителям тех мест силою нашего императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и приёмников престола нашего содержать их вравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состояния все те правости и преимущества, каковыми таковые в России пользуются…»

Крымский хан Шахин Гирей подписал отречение от престола, а после опубликования манифеста он сам, его приближённые и старейшины татарских родов принесли присягу императрице.

Как сообщал Екатерине II главнокомандующий всех русских сил на юге светлейший князь Григорий Потёмкин, «все знатные уже присягнули, теперь за ними последуют и все. Вам ещё то приятнее и славнее, что все прибегли под державу Вашу с радостию. Правда, было много затруднения по причине робости татар, которые боялись нарушения закона, но по уверениям моим, сделанным их присланным, теперь так покойны и веселы, как бы век жили у нас». Местоположение Крыма с древнейших времён давало стратегическое преимущество тем, кто владел этой землёй.

Поэтому его присоединение, а, впоследствии, удержание Крыма от захвата другими государствами в течение последующих двух с лишним веков было первостепенной задачей России. И немалую роль сыграли в этом отечественные войска правопорядка. Внутренняя стража – в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. И внутренние войска НКВД СССР – в годы Великой Отечественной войны.

С началом отражения англо-французского вторжения (героическая оборона Севастополя в годы Крымской войны продолжалась 349 дней и ночей) в боях в Крыму приняли участие военнослужащие внутренней стражи, собранные из многих, по всей России, внутренних гарнизонных батальонов в государственное ополчение. Из каждого для защиты Крыма отряжалось понемногу, но все вместе они составили вполне значимую силу: из внутренней стражи в государственное ополчение по случаю Крымской войны было откомандировано 17486 нижних чинов и офицеров.
Хорошо известно о том, что в обороне Севастополя отважно проявили себя награждённый солдатским Георгиевским крестом П.А. Колесников (на бастионе №1 Севастопольского укрепления) и награждённый бронзовой медалью на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг. рядовой Василий Кириллов. Ранее они служили в Минском внутреннем гарнизонном батальоне внутренней стражи.

Мужественно сражались с неприятелем в Севастополе и были награждены серебряными медалями «45 нижних чинов», откомандированных на формирование 12-й конной полубригады из Екатеринославского внутреннего гарнизонного батальона. А комендантом Севастополя во дни осады был бывший окружной генерал отдельного корпуса внутренней стражи И.И. Кизмер.
В годы Великой Отечественной войны бессмертной славой покрыли себя при обороне Севастополя солдаты и офицеры внутренних войск НКВД. В истории навеки запечатлён геройский, жертвенный подвиг Сводного (позднее 456-го «пограничного») полка войск НКВД, где плечом к плечу вместе с пограничниками сражались бойцы 3-й роты 249-го конвойного полка НКВД и 5-й роты 54-го полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений – т.е. воины внутренних войск. По приказу командования они ценой своих жизней летом 1942 года они прикрыли эвакуацию советских войск из Севастопольского оборонительного района летом 1942 года.

Они выполнили поставленную перед ними задачу, а затем во главе с командиром этого полка, подполковником Герасимом Архиповичем Рубцовым (тоже воспитанником войск правопорядка, удостоенным посмертно звания Герой Советского Союза), уже без всякой надежды на собственное спасение приняли бой на берегу Чёрного моря (на мысе Фиолент). И полегли в последней рукопашной схватке, штыками, голыми руками, а где и камнями — патронов уже не оставалось, — сражаясь за каждую пядь крымской земли. Память о них бережно хранят сегодня как Пограничная служба ФСБ России, так и Росгвардия.
До последнего оставались на своих боевых позициях, прикрывая отход советских войск через Керченский пролив после неудавшейся Керченской операции 1942 года, воины 26-го и 276-го стрелковых полков внутренних войск НКВД СССР. Только недавно Росгвардии стало известно, что часть бойцов 276-го полка, не успевшая к спасительной переправе, спустилась в трагический день мая 1942 года в Аджимушкайские каменоломни, и погибла там с оружием в руках.

Обретение Россией и защита Крыма стоили таких жертв. И не только потому, что Крым является твердыней в военном и геополитическом отношении, позволяя контролировать большую часть Чёрного и всё Азовское моря. В измерении сегодняшнего дня Крым – это земля, связующая в истории многие народы, языки и верования от античности до наших дней, — очень важная часть России, приумножающая самобытность и красоту нашей державы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *